Открытый урок по теме: ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА 7 класс
СЛАЙД 1 – (7 картинок) МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ и формирование темы урока
Давайте вместе с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Прием «Запев»:
Поднимите руки,
· Кто из вас летом бывал на море?
· Кто хоть раз был на реке?
· Кто любит прогулки в дождь?
· Кто любит гулять во время снегопада?
· Кто пил когда-нибудь воду из источника?
· Кто любит минеральную воду?
· Кто любит лимонад?
· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода) !!!
Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.
СЛАЙД 2 – Воды Мирового Океана (формулировка темы урока)
СЛАЙД 3 - (формула воды)
Вода́ — прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме) и запаха. Химическая формула: Н2O. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном — водяным паром. 71 % поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озера, реки).
СЛАЙД 4 - РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с. 47, атлас с.20-23)
Учитель. Площадь суши значительно меньше, чем океана.
- Откуда же взялась такая огромная масса воды?
Давайте узнаем о гипотезах происхождения вод Мирового океана в учебниках на стр. 47, Кто первый найдет ответ – поднимает руку (учащиеся читают в учебнике и заполняют схему):
СЛАЙД 5 - ЗАДАЧИ
- Как вы думаете, какая вода в океане на вкус? (Соленая), а точнее?
- Правильно, горько-соленая. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: что собой представляет океаническая вода. (Океаническая вода – это слабый раствор, в котором обнаружены все химические вещества) (с. 47 учебника)
- Соленость измеряется в промилле – ‰ (записать на доске). На какую единицу похожа промилле? (На %.)
- Проценты - это сотая часть величины, а промилле - тысячная. Давайте приготовим раствор, соответствующий средней солености вод Мирового океана. (средняя соленость океана 35‰ в литровой банке (в 1 ст. ложке - 30 г соли, в 1 чайной ложке - 10 г)).
Проведем опыт:
Подготовка.
На парту поставить стеклянную банку, содержащую литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик.
Ход работы
Учитель вызывает к доске добровольца. Учащемуся предстоит - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.
Правильные действия должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой – 35 г соли.(1 ст. л. + 0,5 ч. л. соли)
В случае успешного выполнения задания необходимо объяснить свои действия.
Итак, что такое соленость? Сделаем вывод: (ВИДЕО)
Вернемся к нашему опыту: что еще нужно добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской? – Соли магния (Mg) чтобы вода стала горькой.
СЛАЙД 6 - Итак, давайте рассмотрим карту солености морей и океанов на доске и в атласах на с. 22.
Выясним, как распределяется соленость в океанах (неравномерно). Различается соленость не только океанов, но и морей.
После того, как проанализировали карту (Соленость Красного моря 42‰, Черного моря 18‰ Балтийского моря - 11 ‰, в Финском заливе до 1‰)
СЛАЙД 7 - Как вы думаете, почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость.
Учитель предлагает изменить соленость в банке со средней соленостью океана, которую получили в начале урока.
Дети обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают следующие действия:
1) налить воды; 2) испарить.
- Подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить» воду? (Дождь, реки.)
- Назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (Испарение.)
- Куда надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? (В теплое место.)
- Почему в Красном море соленость больше, чем в Балтийском (Испарение в Красном море больше.)
- Какой процесс еще может забрать воду, а соленость оставить (Лед.)
- Почему около Антарктиды вода более соленая, чем в Северном-Ледовитом океане?
- Если ученики затрудняются ответить, предложите им поставить банку в холодильник не надолго, что произойдет? (Появится лед.)
- Если этот лед попробовать, какой он будет на вкус? (Пресный)
СЛАЙД 8 - Делаем вывод: на соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов.
- Проверим ваши знания! Ответьте на вопросы.
1) Почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине Океана остается постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои.)
2) Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленую можно сказать, пресную воду.)
!Океанскую (морскую) воду нельзя пить. Много моряков гибло в Океане от жажды. Когда корабль отправился в плавание, обязательно брали запас пресной воды, а затем останавливались в портах и пополняли его. Теперь воду на судах опресняют на специальных установках.
СЛАЙД 9 - Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед-назад)
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз-два,
Думай, думай, голова!
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Продолжение работы
СЛАЙД 10 - - Как вы думаете, каким свойством, кроме солености, обладает вода? (Температурой!!)
Сейчас вам мои помощники раздадут задания – модули, вы их вклеите в тетради. Работа будет выполняться по рядам. 1 ряд – 1 задание, 2 ряд – 2 задание, 3 ряд – 3 задание. Затем вместе заполняем модули на доске и делаем выводы.
МОДУЛИ!
Задание 1.
По картам атласа выяснить распределение температуры поверхностных вод. Сделать вывод.
90º с.ш. (ответ -1,7ºС)
60º с.ш (ответ +4,8ºС)
30º с.ш (ответ +21ºС)
0º с.ш (ответ +27ºС)
|
Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты
|
СЛАЙД 11 Задание 2.
Построить график изменения температуры с глубиной (в умеренных широтах). Сделать вывод.
С глубиной температура воды понижается до 200 м незначительно, а до 5000 падает на 15°.
0 м - +16ºС
200 м - +15,5ºС
1000 м - +3,8ºС
5000 м - +2,8ºС.
СЛАЙД 12 Задание 3. (с. 47 учебника)
1. По картам атласа выяснить изменение солености с широтой и по океанам. Сделать вывод.
Экватор (ответ - 34‰)
Тропики (ответ – 35,8‰)
Умеренные (ответ - 33‰)
Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах из-за большой испаряемости и малого поступления пресной воды.
Тихий океана (ответ – 34,8‰)
Атлантический океан (ответ 35,5‰)
Индийский океан (ответ – 34,8‰)
Северный Ледовитый океан (ответ - 32‰).
Вывод: самый соленый Атлантический океан.
Отчет групп о проделанной работе.
СЛАЙД 13 – Перед нами вид Земли из космоса. Учитель предлагает следующее задание:
- Так видят нашу планету инопланетяне. Какой бы они задали вопрос о нашей Земле?
Подумайте. Самый важный о Земле вопрос представитель группы задаст классу.
Здесь учитель должен направить учащихся и остановить внимание ребят на вопросе: “откуда взялась вода на Земле?” Могут прозвучать такие вопросы: “Почему ваша планета голубого цвета?” или “почему на вашей планете есть вода?” или “зачем землянам так много воды?” и т.д.
- Обсудите в группе ответ. Предложите ваше решение.
Выслушать представленную от группы версию.
СЛАЙД 14. РЕФЛЕКСИЯ И Д/З
Мировой океан - самый большой природный комплекс географической оболочки Земли. Его делят на части – отдельные океаны. До сих пор ученые спорят сколько океанов на Земле. Одни считают Ледовитый океан частью Атлантического, другие выделяют пятый – Южный океан.
Каждый из океанов обладает особенностями и большим разнообразием природных условий.
Дома вам предстоит определить географическое положение океанов и моря к ним относящиеся.
- Запишите задание в дневники – параграф 9 и заполнить таблицу:
Название океана
|
Географическое положение
|
Моря и заливы океана
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
3.
|
|
|
4.
|
|
|
|