Суббота, 27.04.2024, 12:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №1 г. Михайловска

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Наш опрос
Что вы думаете о школьной форме?
Всего ответов: 1717
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителям и завучам » урок

Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащег
[ Скачать с сервера (73.5 Kb) ] 26.05.2014, 14:15

                                                                                                                  Григорьева О.А.

 

   Тема.       Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Цели:      1. Обобщить сведения о пунктуации в простом осложненном предложении ,о синтаксическом разборе осложненного простого предложения.

               2. Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и однородными членами предложения.

               3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в предложениях с обособленными и однородными членами (А22, А24, А28), а также с выяснением авторской позиции.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, я рада Вас всех видеть. Пусть день будет добрым, а работа на уроке успешной. И это зависит от нас с вами.

По мнению Г. Лихтенберга, …

  1. Работа с эпиграфом.

Быстрое накопление знаний, приобретенных при слишком самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь сухие листья, не давая плодов.

Слайд №1                                                                                          Г. Лихтенберг

 

Уч-ль:  Слова замечательны, мудры. Но мне хотелось бы обратить ваше       внимание на пунктуацию в этих предложениях.

Уч-ся:  Простые предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Уч-ль:  Первые ключевые понятия сегодняшнего урока вы назвали (урок обобщения и систематизации знаний).

  1. Работа с ключевыми понятиями.

Простое осложненное предложение

пунктуация

Слайд №2          деепричастный оборот

причастный оборот

однородные члены предложения

синтаксический разбор

подлежащее сказуемое (грамматическая связь).

  1. Формулирование темы, постановка УЗ.

 

Уч-ль:  Попробуйте сформулировать тему урока обобщения и закрепления,        опираясь на ключевые слова.

Уч-ся:  Тема: «Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора, трудные случаи

Слайд №3          согласования подлежащего и сказуемого».

Уч-ль:  Над всем этим нам предстоит поработать с целью подготовки к ЕГЭ (Задания 22, 24, 28 Ч.А). Получите 2 оценки: работа в ходе урока (парн. инд., груп.) ,итоговая работа.

  1. Обобщение по теме «Знаки препинания в предложениях, осложненных обособленными членами». Обособление причастных и деепричастных оборотов (А22)

Слайд №4         1) Материал для наблюдения. Анализ предложения с т.зр. пунктуации   (работа в парах).

                         - Небо, сплошь усыпанное звездами, опустилось на верхушки елей.

                         - Наш корабль, ловко примостившись между судами – великанами, ещё долго стоял в гавани.

                         - Утомленный длительным ночным переходом, я быстро уснул.

                         - Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря.

                         - Сплошь усыпанное звездами небо опустилось на верхушки елей.

Уч-ль:  Сделайте выводы( чтение предложения + вывод)

              Как определить границы причастного оборота? Изъять из предложения.

Слайд №5          - Сверьте итоги своего наблюдения с написанным.

  1. а) Причастный оборот, стоящий после определенного слова, выделяется запятыми.

б) Причастный оборот обособляется, если в кач-ве определяемого слова будет личное местоимение (в  любой позиции).

в) Причастный оборот, стоящий перед определенным словом, обособляется, если имеет  добавочное обстоятельственное значение.

  1. Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, запятыми           не выделяется.
  2. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие всегда выделяется запятыми.

Работа с

учебником     3. Выполнение тренировочных упражнений 382 с.290 (учебник Дейкиной, Пахновой). На каждое тренировочное положение подберите пример (каждое задание, которое верно выполнено, оценивается 1б. Максимальное количество 5б. Баллы проставляются на полях тетради).

Слайд №6       4. «Проверь себя»

  1. а) 1, 5   б) 3   в) 4
  2. 5
  3. 5

   Даётся 5 минут

5. Выбери грамматически правильные употребления деепричастного      оборота. (Грамматически верное употребление деепричастного оборота  – одно из важных умений)

Слайд №7

  1. Поселившись в деревне,
  1. мне стало скучно,
  2. у меня было желание заняться разведением цветов,
  3. можно много времени проводить на свежем воздухе,
  4. мною были посажены цветы перед домом.
    1. Достав из кармана спички,
  1. мой собеседник зажег свечу,
  2. продолжился рассказ моего собеседника,
  3. свет свечи заполнил комнату,
  4. мне пришлось долго искать свечку на полке.

6. «Проверь себя».

  1. 3 (1б)
  2. 1 (1б)

Слайд №8

  8. Комментарий учителя: деепричастие обозначает добавочное действие при основном, но легко может стать основным в предложении с однородными сказуемыми.

Приступаем к выполнению второй задачи.

  1. Обобщение по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», виды синтаксического разбора.
  1. Вспомним условия постановки запятой при однородных членах.

Слайд №9      1)Ах сколько безвестных силачей богатырей взрастил лес!

                    2)Поговорил он, да не посмел ослушаться.

                    3)Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

     4)Пушкин создал замечательные реалистические произведения как в стихах, так и в прозе.

     5)В знакомом доме огонек то трепетал, то снова гас.

  1. «Проверь себя» (Читаем теоретический материал)

Слайд №10    1) Между однородными членами, связанными неповторяющимися   соединительными союзами (и, да=и), разделительными союзами (или, либо), запятая не ставиться.

2) Перед одиночными противительными союзами (а, но, да=но, однако, зато, хотя) запятая ставится .

3) Запятая ставится перед повторяющимся союзом, если однородный член с этим союзом продолжает уже начавшееся перечисление.

4) Если однородные члены соединяются двойными союзами (как … так и, не так… как, не только… но и др.), то запятая ставиться только перед второй частью союза.

5) Между однородными членами, соединенными повторяющими союзами, ставится запятая.

Комментарий учителя: пунктуация связана со структурой предложения. Синтаксический разбор – важное умение в связи с этим.

  1. Задания по группам.

1 группа: записать предложения, расставить знаки препинания, определить, с помощью чего связаны однородные члены (интонация, союзы), синтаксический разбор третьего предложения.

Слайд №11    а) В Средневековье появился термометр и барометр, телескоп и

Работа в парах.  микроскоп, первая печатная книга и газета. (1б)

Предложения    б) Одинокие рыцари либо присоединились к сложившимся группам,

без запятых.       либо образовывали свою собственную.

в) Футбольный матч, или премьера нового спектакля или происшествие      в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей. (1б + 2б синтаксический разбор)

Индивидуальная работа у доски: синтаксический разбор словосочетаний третьего предложения.

2 группа учащихся работает за компьютерами, выполняя анализ текста.

 

  Любовь к отечеству может быть физическая, нравственная и политическая.

  Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, а пленительными воспоминаниями, окружающими утро и колыбель человечества. В свете нет милее жизни, она есть первое счастье. А начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть.

  Само расположение нервов, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Даже всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется.

 

а) Тема (любовь к Отечеству).

б) Основная мысль (человек любит место своего рождения, и любовь эта неизменна).

в) Стиль текста (публицистический, т.к. имеет социально-значимую тематику, лексику общественно-политической тематики: любовь к отечеству, всякое благополучие, привязывает к Родине, законы природы).

г) Пунктуационный анализ.

Слайд №12      4. «Проверь себя»: 1 группа – слайд 12 (взаимопроверка), 1 человек у доски выполняет синтаксический разбор третьего предложения; проверка синтаксического разбора словосочетания.

Слайд №13      3 группа анализирует текст. Текст проецируется на экран.

  1.  Систематизация сведений по культуре речи: синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого.
  1. Анализ предложения с грамматической ошибкой.

Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы. (Нарушение норм координации подлежащего и сказуемого. Подлежащее – сложное существительное, род определяется по главному слову).

Комментарий: Координация подлежащего и сказуемого- важное условие грамотной, правильной речи.

Слайд №14      2. Работа с теорией (слайд №14).

Группе исследователей заранее дается задание подобрать примеры на каждое теоретическое положение. Примеры записываются в тетради.

а) При подлежащем, выраженном сочетанием сущ. ряд., большинство, меньшинство, часть с другим существительным в родительном падеже множественного числа, сказуемое ставится в единственном  числе, если речь идет о неодушевленном предмете.

Большинство студентов института уже сдали нормы по бегу.

Ряд столов стояло посередине.

б) При числительных 2, 3, 4 сказуемое ставится во множественном числе.

Эти три слова очень важные для меня. Четыре человека предпочли промолчать.

Тысяча солдат бросились в атаку.

в) При существительных часов, дней, месяцев, лет, а также много, мало, немного и немало сказуемое ставится в единственном числе.

Много учеников нашей школы поступило в высшие учебные заведения.

г) При подлежащем, являющимся названием литературного произведения, газет, журнала и т.д., сказуемое согласуется с ведущим словом:

Журнал «Наша жизнь» появился в продаже совсем недавно.

д) При сложных названиях, состоящих из нескольких слов, сказуемое согласуется с тем из них, какое обозначает конкретный предмет.

Кресло-качалка отремонтировано и торжественно выставлено на середину террасы.

Недавно у нас открыто кафе-столовая с самообслуживанием.

Спишите, согласовывая подлежащее и сказуемое.

  1. Четыре человека (а) работало, (б) работали на новом участке.
  2. Тысяча человек (а) отправилось, (б) отправились на уборку урожая.
  3. Большинство студентов успешно (а) защитило, (б) защитили курсовой проект.
  4. Для переселенцев (а) построено, (б) построены три новых дома.
  1. «Проверь себя»(слайд)
  1. б – 1б
  2. а – 1б
  3. б – 1б
  4. б – 1б

 

  1. Результаты работы на уроке. Подсчитывается количество баллов, заработанных на уроке (критерии записываются на доске). Оценки выставляются на лист учета знаний.
  2. Итоговый тест (машинный вариант и бланочный)
  1. Машинный вариант: оценку выдает компьютер.
  2. Безмашинный вариант: дети получают ключи , критерии.
    1. Подведение итогов. 1) Справились ли мы с поставленными задачами?       2) Итоговое заполнение карточки учета знаний. На данной карточке все ключевые понятия урока. Используя пятибалльную шкалу, отметьте, насколько усвоен тот или иной вопрос.
    2. Д/З. Упражнение 386 или 387.

А 22, 24, 29  . В 7, 8, 9.

 

 

 

 

                         

 

 

Категория: урок | Добавил: Alla
Просмотров: 1673 | Загрузок: 66 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
Воспитание
Расписание уроков
Дневник
ДО
Мы ВКонтакте
Горячая линия
Телефон доверия
Зачисление в ОО
Школьное питание
Вход на сайт
https://bus.gov.ru
Поиск

МБОУ СОШ №1 г.Михайловска © 2024
Используются технологии uCoz