Четверг, 25.04.2024, 18:26
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №1 г. Михайловска

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Наш опрос
Что вы думаете о школьной форме?
Всего ответов: 1717
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Август » 23 » Урок семьи и семейных ценностей
10:20
Урок семьи и семейных ценностей

Методические рекомендации

по проведению Урока семьи и семейных ценностей

Пикалова О.Н., к.п.н., заведующая кафедрой воспитательной работы

и дополнительного образования СКИРО ПК и ПРО

За последние десятилетия динамизм социально-экономических преобразований в России отличается сложностью и неоднозначностью. С педагогической точки зрения, данный период характеризуется двумя тенденциями: первая проявляется в развитии социальных сил, вызывающих активность личности в различных жизненных сферах; вторая связана с отрицательными социальными явлениями. В немалой степени это касается и института семьи, определяющая роль которой обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Именно в семье формируется личность ребенка, а также «образ семейных отношений», который впоследствии используется им для создания собственной семьи. Семья для ребёнка является и средой обитания, и воспитательной средой.

В современном обществе, как отмечают авторы социологических и психолого-педагогических исследований, всё заметнее кризис семьи: разрушение устоев, ухудшение нравов, забвение традиций, цинизм и пьянство, высокий процент разводов – всё это пагубным образом отражается на воспитании детей, в том числе и на их отношении к семейным ценностям. Какими родителями станут сегодняшние школьники, зависит не только от воспитания в семье, немаловажную роль в этом играют и педагоги, их подвижническая деятельность.

Для современной России характерно резкое падение популярности семьи, большое количество разводов, девиантное родительство, увеличение числа социальных сирот, усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравственно-этические традиции и нормы, растет конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Браки становятся более нестабильными, снижается роль семьи в воспитании детей. Все это неблагоприятно отражается на демографической ситуации.

А. Асмолов приводит примеры нарастания рисков, проявляющихся в процессе социализации подрастающего поколения в современном обществе - отсутствие четкой стратегии молодежной политики, поддержки детских, подростковых и юношеских общественных объединений, направленных на решение задач личностного самоопределения и формирования идентичности молодежи, феномен ранней коммерциализации подростков, обуславливающий рост нарушений морального и нравственного развития подростков и вероятность взаимодействия с криминальными слоями общества; риск нарастания агрессивно-насильственного поведения подростков, деструктивные действия, нарушающие личностную и физическую безопасность людей и сохранность материальных и духовных ценностей; антисоциальное сексуальное поведение, ранняя наркотизация и совершаемые в связи с этим антисоциальные и противоправные действия, рост детской и подростковой преступности; рост числа детей – жертв насилия, снижение возрастной границы раннего алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании; личностная незрелость, включая моральную незрелость; неадекватные стратегии совладания подростков и молодежи с трудными жизненными ситуациями; рост социального сиротства; феномен детского нищенства, среди которых - кризис семьи как института социализации, находящий свое выражение в дезадаптации родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой), семейной дестабилизации и неэффективном выполнении семьей функции социализации и идивидуализации личности ребенка.

Становится понятно, что такой традиционный и значимый институт социализации как семья, испытывает сегодня глубокий кризис. Более того, институт семьи фактически не выдерживает конкуренции с другими институтами социализации - религией, СМИ, Интернетом. Поэтому системная картина процесса воспитания и социализации растущего поколения не может быть рассмотрена без изучения процесса взаимодействия института образования с названными социальными институтами, а в первую очередь с семьёй, которые во многом определяют, пользуясь термином классика мировой психологии Л.С.Выготского, «зону ближайшего развития» подрастающего поколения.

Решение вопросов демографической политики возможно не только за счет создания социальных проектов, поддерживающих родителей, молодых матерей, семьи, но, в первую очередь, за счет изменения отношения населения к семье, формирования ценности семьи в обществе. Именно система образования должна помочь государству в решении данного вопроса. Создание и апробация на практике педагогическим коллективом технологии воспитания и формирования семейных ценностей у школьников может способствовать развитию репродуктивных установок, что в свою очередь, возможно, выведет страну из демографического кризиса. В этом смысле, предложение П. Астахова ввести в школах курс «Этика и психология семейной жизни» (http://juvenaljustice.ru), представляется актуальным.

При подготовке к проведению Урока настоятельно рекомендуем руководителям и педагогическому составу образовательных учреждений ознакомиться с концептуальными нормативными документами, в первую очередь такими, как Стратегия Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 гг., Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

Предварительная подготовка к Уроку может включать в себя:

1) проведение теоретического анализа проблемы и изучение практики формирования семейных ценностей;

2) мониторинг информационно-просветительских запросов участников образовательного процесса;

3) подбор педагогических технологий формирования позитивного отношения к семье как институту гражданского общества, семейным ценностям и традициям как базовым национальным ценностям, а также формирования репродуктивных установок у школьников;

4) разработку содержания учебно-воспитательной деятельности школы, ориентированное на формирование позиции ответственного «родителя» у детей разных возрастных групп;

5) разработку системы показателей для оценивания в дальнейшем уровня сформированности позитивного отношения к семье и семейным ценностям и репродуктивных установок у школьников.

Ожидаемыми результатами проведения Урока могут стать:

-           отработка психолого-педагогических технологий формирования позитивного отношения к семье как институту гражданского общества, семейным ценностям и традициям как базовым национальным ценностям, а также формирование репродуктивных установок у школьников средствами формальной (аудиторной) и неформальной (внеаудиторной) учебной деятельности;

-           осознание значимости семьи и семейных ценностей школьниками разных возрастных групп.

-           сформированность репродуктивных установок у школьников разных возрастных групп.

-           повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в области работы с семьей, формирования позитивного отношения к семье и семейным ценностям, репродуктивных установок у школьников разных возрастных групп.

Методическими условиями успешного проведения Урока могут явиться:

- совместная работа классного руководителя, родителей и учащихся по подготовке Урока, ориентация участников на творческий поиск активных форм проведения занятия;

– приглашение и привлечение родителей к организации и проведению Урока;

– использование различных социокультурных возможностей семьи (семейные фотографии; архивы, видеоматериалы и т.д.);

– максимально возможное использование наглядного, занимательного и игрового материала; литературных источников, школьных музеев;

– обращение к творческим работам учащихся: их рисунки, сочинения, доклады, эссе, Интернет-проекты и др.;

– опора на имеющиеся положительные результаты проведенной диагностики по проблемам родительско-детских отношений в семье;

– корректность педагога в процессе ведения занятия в силу разного состава семей (возможного отсутствия одного из родителей в семье и т.д.).

Следует обратить внимание на то, чтобы Урок не превратился в формально проведенное занятие, а побудил бы каждого школьника к размышлениям о характере его отношений к родственникам или к другим близким людям независимо от того, из какой он семьи. Важным показателем удавшегося занятия можно будет считать появление желания у учащихся быть более внимательным и заботливым по отношению к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам, ко всем, кто нуждается в их помощи.

Возможными аспектами общей темы «Семья и семейные ценности» в зависимости от возраста обучающихся могут стать:

1-й блок «Радуем семью» (младший школьный возраст)

Вместе – дружная семья. Вежливое отношение в семье.

Мама, папа и я – дружная семья

Праздники в моей семье. Семейные праздники в традициях народов.

Мир общих дел и семейных увлечений. Семейные ценности.

Семейные традиции, помогающие быть здоровым.

Реликвии моей семьи.

За страницами семейного альбома.

2-й блок «Познаем семью» (подростковый возраст)

Для чего нужна семья человеку?

Что такое любовь к близким?

Мой дом – моя крепость.

Крепкая семья- барьер на пути асоциальных явлений: алкоголя, курения, наркомании.

Генеалогия своей семьи. Семейные ценности (реликвии и традиции и др.).

Влияние общения на психологический климат в семье. Приемы конструктивного общения в семье.

Что такое семейное счастье?

Понятие о смысле жизни (смысл труда, любви, счастья и здоровья) как реализации себя.

Известные люди в моей семье.

Самая многонациональная родословная.

Семейная память. Семейные легенды.

Семейные традиции и заповеди.

3-й блок «Укрепление семьи. Представления об идеальной семье» (юношеский возраст)

Если бы звучали голоса далёких предков.

Реликвии моей семьи.

Хождение за три века.

Семья – убежище души.

Развитие свойств личности, необходимых для благополучия семейных отношений.

Что обеспечивает благополучие семьи?

Семья как основа психической стабильности, комфортности и защиты человека.

Семейные ценности - какие они?

Кодекс чести моей семьи.

Скачать файл полностью>>>

Категория: Новости | Просмотров: 3553 | Добавил: Alla | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 юрий  
0
спасибо за урок...много познавательного узнали.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
Воспитание
Расписание уроков
Дневник
ДО
Мы ВКонтакте
Горячая линия
Телефон доверия
Зачисление в ОО
Школьное питание
Вход на сайт
https://bus.gov.ru
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

МБОУ СОШ №1 г.Михайловска © 2024
Используются технологии uCoz