РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
РОДИТЕЛЯМ | ДЕТЯМ |
10 советов родителям подростков | Экзамены - установка на успех! |
5 правил воспитания счастливого ребенка | |
Как заставить ребёнка делать домашнее задание | |
В помощь родителям | |
Чтобы не случилось беды | |
Родитель и психолог: новые запросы и риски Отличительными чертами отечественной истории последнего периода, начиная с 1990-х годов, являются неопределённость будущего и жизнь в «обществе риска». Атмосфера «выживания», неуверенность в будущем накладывают определённый отпечаток на взаимоотношения в семье. Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчуждённость родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе. Родители мало общаются с детьми. Вместо общения с родителями ребёнок «общается» с телевизором, причём смотрит всё подряд. Воспитатели дошкольных учреждений отмечают равнодушие к проблемам детей: родители стали реже, чем раньше, и с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские собрания. Часто родители, не имеющие возможности взять больничный лист, проявляют равнодушие и к здоровью ребёнка. Учителя и школьные психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребёнок», а о том, «какой плохой ребёнок», могут говорить часами. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге. По мнению учителей и педагогов, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнётом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, появился новый социальный страх - неуспешность детей. Родители боятся, что ребёнок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. В свою очередь, в современных условиях, эталон «хороших родителей» - это родители, стремящиеся контролировать каждую минуту жизни ребёнка, день которого полностью расписан, так что невозможно «продохнуть». Родители считают это благом для ребёнка, поскольку готовят его к жизни в современном мире, где нужно конкурировать и побеждать. Поэтому он должен «освоить всё, что возможно - тогда что-нибудь из него да получится». На фоне неблагополучия в детско-родительских отношениях, установок родителей на раннее обучение детей появляются новые запросы к психологу: 1. Сформировать ребёнка по заданному родителями образцу, чтобы он обладал «нужными» качествами, стал успешным в современном обществе. В то же время родители хотят, чтобы ребёнок был «удобным», не требовал особого внимания, не доставлял хлопот. При этом воспитание становится всё более опосредованным. К ребёнку, начиная с первых лет жизни, приглашают воспитателей и учителей, водят в различные центры развития, а мама, перепоручая воспитание своего малыша «специалистам», выступает в качестве «менеджера». Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где у каждого свой ритм жизни и свои «функциональные обязанности». Подобная организация семейной жизни нередко приводит родителей в психологическую консультацию уже с другими запросами: «Помогите найти человека, который будет любить моего ребёнка»; «Мне кажется, что мой ребёнок меня не любит». 2. Ещё один новый родительский запрос касается тестирования ребёнка с целью выяснения профессиональной направленности. Родители хотят заранее знать, на какой вид профессиональной деятельности нужно нацеливать своего ребёнка, в соответствии с его склонностями и способностями. И это, начиная чуть ли ни с дошкольного возраста! Руководствуясь благими намерениями, родители приходят к «программированию» развития, ранней специализации в ущерб развитию общих способностей и личности ребёнка. 3. Однако, у некоторых родителей, отмечает и положительные тенденции во взаимодействии с родителями. Всё больше родителей хотят принимать непосредственное участие в воспитании и образовании своих детей их запрос к психологу - как это лучше всего сделать? Такие родители хотят создать наилучшие условия для разностороннего развития своего ребёнка. Они интересуются развивающими программами, повышением родительской компетентности, хотят уметь ладить с ребёнком, эффективно разрешать конфликты, правильно поощрять и наказывать, общаться и получать радость от взаимопонимания с детьми. Таких родителей интересует: как помочь ребёнку раскрыть свои способности, как учить толерантности, уверенности в себе, ответственности. Они хотят знать о позитивных и негативных эффектах воздействия виртуальной реальности, компьютера, телевизора, мобильного телефона на развитие ребёнка. Именно для таких родителей психолог выступает в новой важной функции -поддержки и сопровождения развития. В этой ситуации психолог не просто имеет дело с уже возникшими проблемами детей и родителей, стараясь «ликвидировать» негативные проявления, помочь справиться с трудностями, но работает на опережение и профилактику, повышая уровень родительской компетентности и создавая оптимальную среду развития для ребёнка. ВАЖНО! Повышение психологической компетентности родителей детей разных возрастных групп.
Уважаемые родители (законные представители), хотим напомнить вам, что с мая 2022 года открыта линия экстренной психологической помощи, работающая в круглосуточном режиме. А так же, в социальной сети "ВКонтакте" активно набирает популярность группа "Детский телефон доверия в Ставропольском крае" https://vk.com/club199335908 , в которой регулярно размещаются материалы для детей, подростков и их родителей по наиболее актуальным психологическим вопросам.
Информационная база организаций Ставропольского края, оказывающих помощь семье и детям
112 – служба спасения (любые кризисные ситуации, требующие экстренного вмешательства)
Телефон доверия для взрослых (Служба экстренной психологической помощи психиатрической больницы г. Ставрополя) Круглосуточно, оплата в соответствии с тарифами компаний сотовой и проводной связи 8(8652) 99-17-86
Горячая линия для взрослых и детей (психологическая помощь) круглосуточно, бесплатно 8-800-600-31-14
Горячая линия психологической помощи родителям в воспитание ребенка с 9.00 до 21.00 (будни дни) 8-800-444-22-32
Телефон доверия для взрослых (многоканальный) бесплатно, круглосуточно (расположен в республике Башкортостан) 8-800-700-01-83
«Дети онлайн» (кибербуллинг, хеппислепинг и другие вопросы, связанные с посещением онлайн пространства детьми) ежедневно с 9.00 до 18.00 8-800-25-000-15
Консультирование по вопросам здоровья (психологи, врачи, круглосуточно, бесплатно) 8-800-200-02-00
Горячая линия помощи зависимым, круглосуточно 8-800-302-73-76
Всероссийский телефон для женщин, пострадавших от насилия, круглосуточно, звонки бесплатны 8-800-700-06-00
Помощь уставшим мамам и папам, кризисные обращение взрослых, круглосуточно психологическая поддержка молодых родителей и беременных женщин. Центр «Анна» 8-800-222-05-45
«Лиза Алерт», заявка на поиск пропавших детей и взрослых. 8-800-700-54-52
Горячая линия по Covid19 8-800-2000-112
Роспотребнадзор по вопросам Covid19 8-800-555-49-43
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ Министерство здравоохранения СК (информация для вынужденных переселенцев) Короткий номер – 122
Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Викторовна Адаменко 355002 г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 206-а, каб. 309, 310. 8 (8652) 35-74-34, 35-74-40 Порядок приема граждан: еженедельно по четвергам с 14.00 до 18.00
ГБОУ «Краевой психологический центр» ул. Мира 285, телефон: 8 (8652) 99 23 52 - психологи, логопеды, дефектологи, школа приёмных родителей;
ГБУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» ул. Фроленко, 22, телефон: 8 (8652) 77-66-99 - психологические, социально-педагогические и социально-правовые услуги.
ГБУСО «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» ул. Мира 278 "г", телефон: 8 (8652) 28-02-95 - психологическая помощь; - работа с детьми с ОВЗ; - кризисная помощь женщинам и несовершеннолетним; - работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении; - телефон экстренной психологической помощи 8 (8652) 633-643 ГУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ул. Авиационная 57, телефон: 8 (8652) 56-01-96 - Центр принимает на обслуживание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 18 лет.
ГКУСО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков «Росинка» ул. Лермонтова 148, телефоны: 8 (8652) 23-36-90; 23-56-03 Гра фик работы административного состава и специалистов с 9.00 до 17.30. Воспитатели и медицинский персонал работают круглосуточно.
ГБУЗ СК "Краевой центр СПИД" г. Ставрополь, ул. Ленина 434, телефон: 8 (8652) 94-52-99 Есть 3 филиала в Петровском, Кировском районах и городе Кисловодске
ГБУЗ СК «Краевой клинический наркологический диспансер» г. Ставрополь, ул. Доваторцев 54, телефоны: 8 (8652) 77-99-66, 77-61-16, 77-82-84 Специализированная медицинская помощь при хронической интоксикации алкоголем, наркотиками и психотропными веществами 8 (8652) 77-51-50 – дежурный врач
ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница № 1» г. Ставрополь, ул. Ленина, 441 - информационная линия 8 (8652) 56-04-74 - скорая психиатрическая помощь (круглосуточно) 8 (8652) 56-04-75
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ г. Ставрополь, ул. Ломоносова 3, телефон: 8 (8652) 37-23-60 -сектор специального образования и защиты прав детей 8 (8652) 37-24-12
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ г. Ставрополь, ул. Лермонтова 206/а, телефон: 8-800-70-70-126
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 42/311 - «Горячая линия» 8-800-200-26-03
|