Урок литературы
Предметная тема: «Дарящие любовь – истинные дарители» ( Рассказ О. Генри « Дары волхвов»)
Метапредметная тема: «Дары и их ценности»
Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно - следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений о дарах и их ценности.
Задачи:
- Сравнить дары волхвов Младенцу и дары Делы и Джима друг другу по ценности, попытаться понять, почему для героев их подарки стоили больше, чем золото и благовония библейских волхвов.
- Совершенствовать навыки теоретического анализа.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Слово о писателе. Индивидуальные ответы.
3. Чтение рассказа «Дары волхвов»
4.Беседа по рассказу «Дары волхвов»
- Какие чувства вызвал в вас этот рассказ?
- Давайте перечитаем последний абзац этого рассказа. Вспомните, кто такие волхвы?
(Дети вспоминают о волхвах в «Песне о Вещем Олеге». Волхвы – мудрецы, прорицатели)
5. Реализация перспективного задания, данного группе «Исследователи». Пересказывается библейский эпизод поклонения волхвов. Некоторые строки цитируются.
-Какие же дары принесли волхвы Младенцу Иисусу?
(Золото, ладан, смирну)
6.Реализация задания, данного группе «Искусствоведы»
Демонстрация репродукции картин Джотто, Рубенса.( Культурные ценности)
7.Словарная работа. «Лингвисты»
-Какие дары принесли волхвы? Каково значение слова «дар»?
Дар 1.Подарок, приношение, пожертвование (высок). Принести что-нибудь в дар.
Получить в дар.
2.Способность, талант. Литературный дар
- Почему дары волхвов называют в Библии сокровищами? (Они стоили дорого, золото-драгоценный металл, благовонные вещества, ладан и смирна, стоили дорого, так же как и золото, т.е они были ценными)
- Каково значение слова «ценность»? (работа со словарем)
Ценность 1. цена, стоимость картина большой ценности.
2. Важность, значение. В чем ценность этого предложения?
3. Ценный предмет, явление Культурные ценности.
8.Работа с текстом. Решение основной проблемы.
О. Генри переосмысливает историю встречи волхвов и Младенца Иисуса в рассказе.
-Как автор описывает сокровища главных героев Джима и Делы? Перечитайте эпизод.(Эпизод о царице Савской и царе Соломоне)
Группа исследователей поясняет, что царица Савская – героиня Ветхого Завета, которая отличалась красотой и несметными богатствами, царь Соломон - богатейший и мудрейший ветхозаветный царь.
- Почему так подробно описывается жилище Джима и Делы? Как вы понимаете выражение « красноречиво молчащая бедность?
(Чтобы подчеркнуть бедность их сокровищ)
- Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом.
- Переосмыслив библейскую историю, О. Генри называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа( «истинно мудры лишь подобные им»)? Почему?
( Потому что они подарили друг другу самое дорогое, что было у каждого)
- Почему герои дарят друг другу самое дорогое и ценное для них?
(Они любят друг друга)
-Какие подарки ценны для вас?
9.Подведение итогов
- О чем заставил задуматься рассказ О Генри?
10.Домашнее задание.
Написать сочинение «Истинные дарители», «Кто больше счастлив: тот, кто принимает подарок или тот, кто дарит?»,« Для меня ценен тот подарок, который…» ( по выбору) |