Четверг, 26.12.2024, 14:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №1 г. Михайловска

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Наш опрос
Что вы думаете о школьной форме?
Всего ответов: 1740
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителям и завучам » урок

Урок музыки в 6 классе
[ Скачать с сервера (29.9 Kb) ] 26.05.2014, 14:08

Урок музыки в 6 классе.

Тема: «Музыка Рождества».

Цель: знакомство детей свидами музыки Рождества и их особенностями.

Задачи:

  1. Знать термины: тропарь, коляда, колядки.
  2. Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
  3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.

Музыкальный материал:

  1. Детский ансамбль Улыбка «Ёлка в рождество» – слушание.
  2. Тропарь Рождеству Христову. Глас 4 – слушание.
  3. Колядка «Рождество Христово» - слушание, анализ.
  4. Иван – Купала « Коляда» - слушание, анализ.
  5. Исполнение народных колядок детьми – исполнение.
  6. П.И. Чайковский “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.
  7. В. Чистяков «В ночь на рождество»

Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа (слайды); словари: Словарь настроений А.Ражникова, словарь терминов; атрибуты Рождества; музыкальные фрагменты (музыка Рождества, духовная музыка, вальс из балета Чайковского “Щелкунчик”)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Сообщение темы и цели урока.

4.       Актуализация знаний

  • Составление кластера.

5.       Работа по теме урока

  • Слушание и осмысливание.
  • Проблемная ситуация.
  • Закрепление нового материала в процессе выполнения творческого задания.
  • Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
  • Итог, оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки.
  2. Вокально-хоровая работа.
  3. Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение колядок).
  4. Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.

Ход урока.

Перед уроком проверить готовность ребят. Разделить их на группы.

  1. Организационный момент.

Слайд №1 (приветствие)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

  1. Мотивация. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз, я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Проблемная ситуация:

  • Ребята, по музыкальному фрагменту определите какова тема сегодняшнего урока.

(детская группа Улыбка «Ёлка в Рождество»)

Слайд №2 (Тема урока)

  • Да, действительно, речь пойдёт о Рождестве, а именно о музыке Рождества.
  • Как вы думаете,  о чём можно узнать на таком уроке?
  • Наша цель определить виды музыки Рождества и их особенности.

Слайд №2 Щелчок (цель урока)

  1. Актуализация знаний

Слайд №3(Рождество)

  1. Составление кластера.

Итак, Рождество. С чем ассоциируется у вас это слово (составление кластера, актуализация знаний) На  доске слово «Рождество»

  1. Актуализация знаний

Вывод: по вашим ответам видно, что Рождество- праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица Ель.

Слайд №3 Щелчок (две ёлки)

Первую Ёлку нарядили именно в честь Рождества. Вечнозелёная ель – это символ неувядающей жизни, символ рая.

Но рождественская Ёлка отличается от новогодней. Как вы думаете, чем?

Слайд №4 (Рождение)

Более двух тысячелетий прошло с тех пор, когда над древним городом Вифлеемом зажглась звезда невиданной красоты. Она возвестила о рождении спасителя людей Иисуса Христа. Это событие было так важно, что все народы договорились вести счет годам Новой Эры, начиная с этого события. В России этот день отмечается 7 января, а католики отмечают этот день 25 декабря.

  1. Работа по теме урока
  1. Слушание и осмысление.
  • Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, попробуйте определить, где и почему можно услышать эту музыку в Рождество.

Слайд №5(картинки ангелов)(Тропарь глас 4) на фоне музыки

  • Подумайте, как можно назвать эту музыку?

Вывод:Вот вы и определили один из видов музыки Рождества – духовная музыка.

Слайд №6 «Духовная музыка»

Ребята, музыкальный фрагмент, который вы прослушали ранее, называется Тропарь.

У вас на столе лежит словарь терминов, посмотрите, что он обозначает.

Слайд №6 Щелчок «Духовная музыка»+ Главное свойство духовной музыки – молитвенность.

Сейчас мы прослушаем ещё один музыкальный фрагмент, а вы будете не просто его слушать, а выполнять задание. Итак,  на столе у каждого табличка №1, которую надо заполнить, пока звучит музыка.Усли у вас возникли трудности воспользуйтесь словарём настроений А. Ражникова.

(Колядка «Рождество Христово»)

  • Заполнение таблицы №1
  • Обсуждение

Какое настроение у музыки?

Какие чувства у Вас вызвало прослушивание?

Кто исполняет?

С сопровождением или без исполнялось песнопение?

 

  • Ребята, пение без сопровождения называется acapella это ещё одна отличительная черта духовной музыки.

Слайд №6 Щелчок «Духовная музыка»+ Главное свойство духовной музыки – молитвенность + хоровое пение a capella – исполнение без аккомпанемента.

Вывод: Главная особенность духовной музыки в том, что она выражает религиозные чувства человека.

  1. Проблемная ситуация.

Ребята обратите внимание на следующий слайд.

Слайд №7: ложки, бубен, трещётка.

А эти инструменты могут быть связаны с духовной музыкой? А ведь эти инструменты – один из атрибутов Рождественских встреч. Как вы думаете, кто мог использовать эти инструменты?

Слайд №8с изображением детей-калядовщиков.

Как называется народный обряд, который является главным символом Рождества? (обряд Коляда). Знаете, как называются песни, которые исполняют во время обряда (колядки).

Вот вы и открыли ещё один вид музыки Рождества – народная музыка.

Слайд №8с Щелчок «Народная музыка»

Сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент и попытаемся определить, в чём же особенность этой музыки, заполнив табличку №2

Слайд №8с Щелчок ( Иван-Купала Коляда)

  • Заполнение таблицы №2
  • Обсуждение

Как можно охарактеризовать исполнение музыки?

Какие чувства у Вас вызвало прослушивание?

Какие народные музыкальные инструменты сопровождали исполнение?

Кто исполняет?

 

Слайд №9 Колядки  Строение мелодии простое повторяющиеся попевки. Главное в колядках слова, а не мелодия. Иногда колядки не поют, а проговаривают, ритмичным говорком. Они отличаются чётким плясовым ритмом.

Ребята, а кто из вас колядовал? В чём суть обряда? (Дети пели колядки.И ещё желали друг другу благополучия, здоровья, богатства). А как поступали хозяева, которым пели колядки? (Они давали угощение, деньги).

  1. Вокально-хоровая работа

Сегодня мы попробуем пропеть колядки и провести обряд Коляда. У вас на столах лежат слова колядок.

  • Пение колядок по группам.
  • Проведение обряда. ( Приложение «Колядки»)

Спасибо колядовщикам!

Вывод: итак, главная особенность народной музыки, в том, что её может исполнять и слушать любой человек.

  1. Проблемная ситуация.

Слайд №10

А теперь ребята я вам предлагаю прослушать следующий музыкальный фрагмент.

(П.И. Чайковский «Вальс цветов»)

Можно ли её назвать народной или духовной? Как вы думаете, какая это музыка? (композиторская). Почему?Вот вы и открыли ещё один вид музыки Рождества….

Слайд №10 композиторская музыка

Кто написал этот вальс?

(Вальс цветов из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковскогопо мотивам рождественской сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик»)

Как её можно охарактеризовать? Какое чувство было у композитора, когда он писал это произведение?  Какие чувства у вас возникли?

Слайд №10 Щелчок композиторская музыка+

сочиняя музыку, композитор вкладывает в нее всю душу, живет одной судьбой с героями своих произведений.

Выполните задание №3. Отметьте те утверждения, которые являются на ваш взгляд правильными.

  • Обсуждение.

Композиторская музыка написана народом и передаётся из поколения в поколение.

Композиторская музыка всегда написана каким-либо композитором.

При исполнении композиторской музыки всегда используются только народные инструменты

При исполнении композиторской музыки используются разнообразные  инструменты

При помощи различных средств музыкальной выразительности композитор передаёт нам свои чувства, эмоции, настроение.

 

  1. Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.

Слайд №12 Музыка Рождества

Мы открыли все тайны музыки Рождества. Какую мы музыку можем услышать на Рождество? Какое открытие вы сделали?

Слайд №12 Щелчок Музыка Рождества композиторская музыка+народная, + духовная.

Все искусства взаимосвязаны трудно себе представить музыку без танца, танец без литературы и живописи, особенно если это балет. Поэтому мы превратимся с вами в художников и попробуем сделать иллюстрации ко разным видам музыки Рождества. Пока звучит музыка вам необходимо наклеить атрибуты Рождества на открытку.

  • Защита.

Да, в России всё переплетено, всё сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие Российского Рождества.

 

  1. Итог

Ребята, у каждого из вас на столе два смайлика. Покажите мне весёлый, если вы сегодня на уроке узнали, что то новое, вам было интересно. И грустный, если урок не понравился.

Мне тоже было очень приятно с вами работать.

Слайд «С праздником!»

Я хочу поздравить всех с Рождеством. Будьте счастливы, здоровы, добры, радуйтесь подаркам и радуйте друг друга. Любите и будьте внимательны к своим родным и друзьям. Мира и счастья! Весёлого Рождества!

Категория: урок | Добавил: Alla
Просмотров: 1502 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
Воспитание
Расписание уроков
Дневник
ДО
Мы ВКонтакте
Горячая линия
Телефон доверия
Зачисление в ОО
Школьное питание
Вход на сайт
https://bus.gov.ru
Поиск

МБОУ СОШ №1 г.Михайловска © 2024
Используются технологии uCoz