Урок музыки в 6 классе.
Тема: «Музыка Рождества».
Цель: знакомство детей свидами музыки Рождества и их особенностями.
Задачи:
- Знать термины: тропарь, коляда, колядки.
- Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.
Музыкальный материал:
- Детский ансамбль Улыбка «Ёлка в рождество» – слушание.
- Тропарь Рождеству Христову. Глас 4 – слушание.
- Колядка «Рождество Христово» - слушание, анализ.
- Иван – Купала « Коляда» - слушание, анализ.
- Исполнение народных колядок детьми – исполнение.
- П.И. Чайковский “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.
- В. Чистяков «В ночь на рождество»
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа (слайды); словари: Словарь настроений А.Ражникова, словарь терминов; атрибуты Рождества; музыкальные фрагменты (музыка Рождества, духовная музыка, вальс из балета Чайковского “Щелкунчик”)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Сообщение темы и цели урока.
4. Актуализация знаний
5. Работа по теме урока
- Слушание и осмысливание.
- Проблемная ситуация.
- Закрепление нового материала в процессе выполнения творческого задания.
- Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
- Итог, оценивание.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки.
- Вокально-хоровая работа.
- Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение колядок).
- Выполнение творческого задания в процессе слушания.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.
Ход урока.
Перед уроком проверить готовность ребят. Разделить их на группы.
- Организационный момент.
Слайд №1 (приветствие)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.
- Мотивация. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз, я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.
- Сообщение темы и цели урока.
Проблемная ситуация:
- Ребята, по музыкальному фрагменту определите какова тема сегодняшнего урока.
(детская группа Улыбка «Ёлка в Рождество»)
Слайд №2 (Тема урока)
- Да, действительно, речь пойдёт о Рождестве, а именно о музыке Рождества.
- Как вы думаете, о чём можно узнать на таком уроке?
- Наша цель определить виды музыки Рождества и их особенности.
Слайд №2 Щелчок (цель урока)
- Актуализация знаний
Слайд №3(Рождество)
- Составление кластера.
Итак, Рождество. С чем ассоциируется у вас это слово (составление кластера, актуализация знаний) На доске слово «Рождество»
- Актуализация знаний
Вывод: по вашим ответам видно, что Рождество- праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица Ель.
Слайд №3 Щелчок (две ёлки)
Первую Ёлку нарядили именно в честь Рождества. Вечнозелёная ель – это символ неувядающей жизни, символ рая.
Но рождественская Ёлка отличается от новогодней. Как вы думаете, чем?
Слайд №4 (Рождение)
Более двух тысячелетий прошло с тех пор, когда над древним городом Вифлеемом зажглась звезда невиданной красоты. Она возвестила о рождении спасителя людей Иисуса Христа. Это событие было так важно, что все народы договорились вести счет годам Новой Эры, начиная с этого события. В России этот день отмечается 7 января, а католики отмечают этот день 25 декабря.
- Работа по теме урока
- Слушание и осмысление.
- Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, попробуйте определить, где и почему можно услышать эту музыку в Рождество.
Слайд №5(картинки ангелов)(Тропарь глас 4) на фоне музыки
- Подумайте, как можно назвать эту музыку?
Вывод:Вот вы и определили один из видов музыки Рождества – духовная музыка.
Слайд №6 «Духовная музыка»
Ребята, музыкальный фрагмент, который вы прослушали ранее, называется Тропарь.
У вас на столе лежит словарь терминов, посмотрите, что он обозначает.
Слайд №6 Щелчок «Духовная музыка»+ Главное свойство духовной музыки – молитвенность.
Сейчас мы прослушаем ещё один музыкальный фрагмент, а вы будете не просто его слушать, а выполнять задание. Итак, на столе у каждого табличка №1, которую надо заполнить, пока звучит музыка.Усли у вас возникли трудности воспользуйтесь словарём настроений А. Ражникова.
(Колядка «Рождество Христово»)
- Заполнение таблицы №1
- Обсуждение
Какое настроение у музыки?
|
Какие чувства у Вас вызвало прослушивание?
|
Кто исполняет?
|
С сопровождением или без исполнялось песнопение?
|
- Ребята, пение без сопровождения называется acapella это ещё одна отличительная черта духовной музыки.
Слайд №6 Щелчок «Духовная музыка»+ Главное свойство духовной музыки – молитвенность + хоровое пение a capella – исполнение без аккомпанемента.
Вывод: Главная особенность духовной музыки в том, что она выражает религиозные чувства человека.
- Проблемная ситуация.
Ребята обратите внимание на следующий слайд.
Слайд №7: ложки, бубен, трещётка.
А эти инструменты могут быть связаны с духовной музыкой? А ведь эти инструменты – один из атрибутов Рождественских встреч. Как вы думаете, кто мог использовать эти инструменты?
Слайд №8с изображением детей-калядовщиков.
Как называется народный обряд, который является главным символом Рождества? (обряд Коляда). Знаете, как называются песни, которые исполняют во время обряда (колядки).
Вот вы и открыли ещё один вид музыки Рождества – народная музыка.
Слайд №8с Щелчок «Народная музыка»
Сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент и попытаемся определить, в чём же особенность этой музыки, заполнив табличку №2
Слайд №8с Щелчок ( Иван-Купала Коляда)
- Заполнение таблицы №2
- Обсуждение
Как можно охарактеризовать исполнение музыки?
|
Какие чувства у Вас вызвало прослушивание?
|
Какие народные музыкальные инструменты сопровождали исполнение?
|
Кто исполняет?
|
Слайд №9 Колядки Строение мелодии простое повторяющиеся попевки. Главное в колядках слова, а не мелодия. Иногда колядки не поют, а проговаривают, ритмичным говорком. Они отличаются чётким плясовым ритмом.
Ребята, а кто из вас колядовал? В чём суть обряда? (Дети пели колядки.И ещё желали друг другу благополучия, здоровья, богатства). А как поступали хозяева, которым пели колядки? (Они давали угощение, деньги).
- Вокально-хоровая работа
Сегодня мы попробуем пропеть колядки и провести обряд Коляда. У вас на столах лежат слова колядок.
- Пение колядок по группам.
- Проведение обряда. ( Приложение «Колядки»)
Спасибо колядовщикам!
Вывод: итак, главная особенность народной музыки, в том, что её может исполнять и слушать любой человек.
- Проблемная ситуация.
Слайд №10
А теперь ребята я вам предлагаю прослушать следующий музыкальный фрагмент.
(П.И. Чайковский «Вальс цветов»)
Можно ли её назвать народной или духовной? Как вы думаете, какая это музыка? (композиторская). Почему?Вот вы и открыли ещё один вид музыки Рождества….
Слайд №10 композиторская музыка
Кто написал этот вальс?
(Вальс цветов из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковскогопо мотивам рождественской сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик»)
Как её можно охарактеризовать? Какое чувство было у композитора, когда он писал это произведение? Какие чувства у вас возникли?
Слайд №10 Щелчок композиторская музыка+
сочиняя музыку, композитор вкладывает в нее всю душу, живет одной судьбой с героями своих произведений.
Выполните задание №3. Отметьте те утверждения, которые являются на ваш взгляд правильными.
Композиторская музыка написана народом и передаётся из поколения в поколение.
|
Композиторская музыка всегда написана каким-либо композитором.
|
При исполнении композиторской музыки всегда используются только народные инструменты
|
При исполнении композиторской музыки используются разнообразные инструменты
|
При помощи различных средств музыкальной выразительности композитор передаёт нам свои чувства, эмоции, настроение.
|
- Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
Слайд №12 Музыка Рождества
Мы открыли все тайны музыки Рождества. Какую мы музыку можем услышать на Рождество? Какое открытие вы сделали?
Слайд №12 Щелчок Музыка Рождества композиторская музыка+народная, + духовная.
Все искусства взаимосвязаны трудно себе представить музыку без танца, танец без литературы и живописи, особенно если это балет. Поэтому мы превратимся с вами в художников и попробуем сделать иллюстрации ко разным видам музыки Рождества. Пока звучит музыка вам необходимо наклеить атрибуты Рождества на открытку.
Да, в России всё переплетено, всё сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие Российского Рождества.
- Итог
Ребята, у каждого из вас на столе два смайлика. Покажите мне весёлый, если вы сегодня на уроке узнали, что то новое, вам было интересно. И грустный, если урок не понравился.
Мне тоже было очень приятно с вами работать.
Слайд «С праздником!»
Я хочу поздравить всех с Рождеством. Будьте счастливы, здоровы, добры, радуйтесь подаркам и радуйте друг друга. Любите и будьте внимательны к своим родным и друзьям. Мира и счастья! Весёлого Рождества! |